Есть ли перспективы у белорусской легкой промышленности?

В последние годы то затихают, то разгораются с новой силой разговоры о незавидной судьбе белорусской промышленности. И если разговоры о некоторых традиционных отраслях (нефтехимия, пищевая, деревообрабатывающая) сводятся к сдержанному оптимизму, то будущее белорусской легкой промышленности для большинства аналитиков и комментаторов видится исключительно в темных тонах. К сожалению, поводов для пессимизма в последнее время более чем предостаточно. Чего стоит один только факт вступления нашего восточного соседа во Всемирную торговую организацию. И ведь по большому счету, мы еще не вкусили всех прелестей от своего нового статуса – экономического союзника члена ВТО. А на горизонте маячат новые угрозы в виде зоны свободной торговли с Вьетнамом и Индией, другие подобные инициативы в сфере международного сотрудничества. Выдержит ли тяжелый прессинг конкурентов белорусская легкая промышленность? Не постигнет ли её флагманов судьба бывших коллег из стран ЦВЕ?

В этой связи показателен пример текстильной отрасли Польши в самом её сердце (бывшем?) – Лодзи. На заре эпохи перемен в Лодзи – городе с почти миллионным населением – располагались крупнейшие польские текстильные и швейные производства. В период массовой приватизации все они перешли под контроль частных инвесторов, главным образом иностранных. Иностранцы, большинство из которых происходили с Апеннинского полуострова, быстро разобрались со своими приобретениями. Устраняя конкурентов для собственных брендов и собственного товара, новые владельцы фабрик распустили персонал и распродали производственные корпуса. Сейчас в Лодзи есть торговые центры на месте старых текстильных фабрик, есть пустующие помещения с высокими потолками, но почти не осталось легкой промышленности.

Но как показывают данные статистических отчетов и в большей степени – полки магазинов, в белорусской легкой промышленности есть сильные лидеры, которые смогут и в дальнейшем успешно бороться и за отечественного, и за иностранного потребителя. Отрадно, что эти лидеры есть в разных товарных сегментах: Милавица в белье, Марко в обуви, Конте в колготах.

Сейчас уже мало кто помнит, но десять лет назад, когда колготки Conte только пробивались на полки белорусских магазинов, абсолютное большинство покупателей считало их продуктом иностранного производителя, настолько Conte было не похоже и по названию, и по качеству, и по дизайну на отечественную продукцию.

Успех Conte, в частности, и всей белорусской легкой промышленности, в целом, во многом будет зависеть от узнаваемости товара, его оценке потребителями как товара модного, престижного и качественного. Именно поэтому, усилия по брендированию товара и его маркетинговой раскрутке должны быть адекватны конкурентной среде, в которой приходится производителю бороться за сердца и кошельки потребителей. В различных рейтингах стоимости и известности белорусских брендов Conte все последние годы занимает лидирующие позиции и оценивается экспертами в более чем 50 миллионов долларов США. Это, конечно, не Apple и не Gazprom, но для Беларуси очень и очень солидный показатель. Как стало известно совсем недавно, в конце февраля 2013 года обозначение \»Conte elegant\» было признано в Беларуси общеизвестным товарным знаком, став, таким образом, всего лишь пятнадцатым общеизвестным знаком Беларуси. И хотя статус общеизвестного не дает каких-либо осязаемых выгод, тем не менее, он фиксирует факт достижения брендом общенационального масштаба. Известно также, что при рассмотрении вопроса о признании товарного знака общеизвестным Национальным центром интеллектуальной собственности (НЦИС) исследуется позиция бренда на внешних рынках. Надо полагать, что более $100 млн. годовой выручки за продукцию Conte на внешних рынках тоже сыграли свою роль при вынесении НЦИС своего решения. Такой результат внешней торговли Конте был оценен и экспертами Белорусской торгово-промышленной палаты, признавших СООО \»Конте Спа\» победителем конкурса \»Лучший экспортер 2012 года\» в номинации \»легкая промышленность\». Кстати говоря, по данным Конте, объем продаж её продукции в 18 зарубежных странах превышает 75% общего объема производства компании.

Пример одной конкретной компании показывает, что удачно выбранная ниша, помноженная на многолетний упорный труд и желание добиться успеха, могут дать прекрасные результаты и построить с нуля крупнейшее в Центральной и Восточной Европе чулочно-носочное предприятие. И для этого не понадобилось приватизировать государственное имущество, находить нефтяную скважину или сидеть на игле дотаций и льготных кредитов. Этот пример свидетельствует, что и белорусский легпром может замахиваться на глобальные рынки, может не бояться интеграции и стремиться к статусу регионального лидера. Для этого не много надо – \»добрый взгляд\» государства, отстаивание в спорах с соседями национальных интересов и трезвый расчет. Потому ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, будет, скорее всего, такой: у белорусской легкой промышленности впереди непростые времена, не все останутся на плаву, но те, кто смог без посторонней помощи, без \»костылей\» и подпорок создать слаженно работающие механизмы, сможет вписаться в новую реальность и, более того, выйти на новые рубежи и повести за собой остальных.

PR

Categories: Экономика

Комментировать новость

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.
Обязательные поля помечены*