АКФ: объемы директивного и льготного кредитования остаются в Беларуси чрезмерными

Объемы директивного и льготного кредитования остаются в Беларуси чрезмерными, заявил в интервью БелаПАН заместитель председателя правления Евразийского банка развития, управляющего средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС (АКФ) Сергей Шаталов. Он отметил, что меры по ограничению кредитной активности в Беларуси декларировались, но не всегда выполнялись. \»Власти и раньше устанавливали правильные ориентиры по ограничению кредитов экономике, однако эти ориентиры не выдерживались. Так темпы роста кредитования экономики за 9 месяцев 2013 не должны были превысить 15%, но фактические темпы оказались значительно выше, превысив 22%, — констатировал Сергей Шаталов.

По результатам оценки выполнения предыдущих траншей кредита, напомнил он, персонал АКФ рекомендовал белорусским властям ограничить кредитование в валюте, \»поскольку именно этот тип кредитования был причиной невыполнения общего показателя по приросту кредитов экономике\».

\»Кроме того, значительный объем валютных кредитов предоставлялся секторам, не генерировавшим валютную выручку, что еще больше увеличивало валютные риски на фоне расширения дефицита внешней торговли и сокращения международных резервов\», — констатировал Сергей Шаталов.

Поэтому, пояснил он, ограничивать объемы валютного кредитования в Беларуси было необходимо. \»Ограничивать кредитование необходимо, но это надо делать через ограничение директивного и льготного кредитования, объемы которого продолжают оставаться чрезмерными, составляя не менее 40% кредитного портфеля банковской системы. Именно это кредитование значительно снижает эффективность традиционных инструментов денежно-кредитной политики, включая процентную ставку, в плане оптимизации объемов кредитования\», — сказал Шаталов.

Поэтому, добавил он, в настоящее время кредиты экономике в Беларуси \»таргетируются и являются контрольным показателем\».

Как сообщалось ранее, на протяжении 2013 года темпы роста кредитования экономики в Беларуси превышали допустимые параметры, запланированные Нацбанком. В этой связи регулятор объявил в октябре 2013 года о целенаправленной политике по ограничению объемов кредитования. В четвертом квартале 2013-го Нацбанк рекомендовал банкам ограничить прирост кредитного портфеля 1% в месяц. В начале 2014-го Нацбанк объявил об ужесточении денежно-кредитной политики и ограничении темпов роста кредитования на уровне 0,7% в месяц.

Инфляция в Беларуси должна быть не выше 7% в год

Сергей Шаталов подчеркнул, что в Беларуси необходимо проводить политику, которая бы способствовала снижению как внешнего дефицита, так и инфляции. \»Необходимо продолжать стабилизационную политику, независимо от наличия в будущем программы АКФ, с тем, чтобы выйти на устойчивый уровень дефицита текущего счета, оцениваемый нами на уровне не более 4% ВВП, и уровень годовой инфляции, не превышающий 7%, и сопоставимый с уровнем стран-торговых партнеров Беларуси\», — отметил Сергей Шаталов.

Напомним, инфляция в Беларуси в 2013 году сложилась на уровне 16,5%. Нацбанк Беларуси осенью заявлял, что по итогам 2013 год дефицит счета текущих операций платежного баланса может достичь 10,8% ВВП.

По мнению АКФ, увеличение внешнего дефицита является следствием смягчения экономической политики в стране.

\»После кризиса 2011 года белорусские власти предприняли ряд решительных шагов по стабилизации. Но, к сожалению, уже с весны 2012 года власти стали отходить от стабилизационной направленности в проведении экономической политики, что сначала нашло отражение в невыполнении большинства индикативных показателей 5 транша, а затем 10 показателей 6-го транша, включая 5 контрольных\», — констатировал Сергей Шаталов.

Как следствие, добавил он, в 2013-м произошло ослабление внешних позиций Беларуси по сравнению с 2012-м годом.

\»Это выразилось в росте дефицита внешнеторгового баланса до 2% ВВП по сравнению с профицитом в 4,7 % ВВП, увеличении внешнего долга до 55,7% ВВП по сравнению с 53,1% ВВП, и сокращении международных резервов до 1,7 месяцев импорта по сравнению с 2 месяцами импорта в 2012г. Кроме того, не выполнен показатель по инфляции, выросшей до 16,5% против 12%, запланированных властями\», — отметил Шаталов.

Кроме того, добавил он, девальвационные ожидания, которые удалось существенно снизить в результате выхода на единый валютный курс в октябре 2011-го и проведения жесткой денежно-кредитной политики в первой половине 2012 года, вновь усилились в 2013-м, особенно во втором полугодии.

\»Тем не менее, ситуация находится под контролем и дальнейшее развитие событий зависит от решимости властей продолжать процесс стабилизации\», — резюмировал Сергей Шаталов.

Говорить о новой кредитной программе с Беларусью можно будет после выполнения условий шестого транша

\»Выполнение условий 6-го транша обеспечит Беларуси получение 440 млн. долл. США. Сверх этой суммы страна может получить ресурсы в рамках новой программы АКФ. Но говорить о новом кредитном соглашении с АКФ можно будет только по результатам оценки 6-го транша\», — подчеркнул Сергей Шаталов.

Как сообщалось ранее, 27 декабря 2013 года на тринадцатом (заочном) заседании Совет АКФ принял решение отложить на полгода выделение Беларуси шестого транша кредита в связи с невыполнением белорусской стороной десяти показателей программы.

Начало действующей программы Беларуси с АКФ было положено два с половиной года назад. 4 июня 2011 года Совет АКФ одобрил выделение Беларуси финансового кредита в объеме 3 млрд. долларов США, средства направлялись на стабилизацию платежного баланса и повышение конкурентоспособности белорусской экономики.

Предполагалось, что кредит будет выделяться шестью траншами в течение 2011-2013 гг. в соответствии с выполнением этапов кредитной программы белорусским правительством. Минфин Беларуси ожидал, что шестой транш кредита поступит в страну в ноябре 2013г. Пятый транш кредита АКФ Беларусь, напомним, получила 30 апреля 2013 года.

Для рефинансирования платежей по внешнему госдолгу Минфин Беларуси заложил в бюджет новые заимствования, в том числе 800 млн. долларов за счет размещения нового выпуска еврооблигаций и 700 млн. долларов – путем выпуска валютных облигаций на внутреннем рынке. Кроме этого, чтобы профинансировать дефицит счета текущих операций платежного баланса белорусские власти намерены в 2014 году привлечь 4,5 млрд. долларов в виде прямых иностранных инвестиций.

По материалам БелаПАН

Categories: Аналитика

Комментировать новость

<