Потерял ли МАЗ КАМАЗ

Объем инвестиционной программы для МАЗа на 2011 год составит 131,3 млрд рублей. По сегодняшнему курсу это около 25 млн долларов. Однако, как было сказано в президиуме Совета министров, интерес россиян должен подкрепляться увеличением доли белорусского производителя на рынке России.
Ход реализации комплексной программы развития ОАО \»МАЗ\» на среднесрочную и долгосрочную перспективу обсуждался 19 июля на заседании президиума Совета министров.

Как сообщает пресс-служба правительства, в среднесрочной перспективе программа предусматривает реализацию 14 проектов по повышению качества и улучшению потребительских свойств выпускаемой автотехники, а также по освоению импортозамещающей продукции, техническому перевооружению и коренной реконструкции действующих производств.

В первом полугодии 2011 года по всем запланированным проектам программы заключены контракты на поставку технологического оборудования. Общая стоимость оборудования по заключенным контрактам составляет 29,7 млн евро, сообщает пресс-служба.

В соответствии с планом разработки новых видов продукции за этот же период изготовлено четыре новые модели автомобилей, две — автобусов, три — прицепов и четыре — специальной техники.

Как отметила пресс-служба, реализация мероприятий комплексной программы развития ОАО \»МАЗ\» позволила обеспечить выполнение основных целевых показателей. Так, темп роста продукции промышленности в сопоставимых ценах за пять месяцев составил 166,7% (в текущих ценах — 196,2%), за первое полугодие 2011 года ожидается на уровне 163,9% и 213,6% соответственно.

В феврале государственная корпорация \»Ростехнологии\» направила руководству Беларуси письмо с предложением объединить ОАО \»КАМАЗ\» и ОАО \»Минский автомобильный завод\» в одну компанию, в результате чего КАМАЗ должен был стать владельцем 100% акций МАЗа, а власти Беларуси получить пакет акций КАМАЗа.

В настоящее время МАЗ восстанавливает свои позиции на рынке России, где его доля в период кризиса снизилась до рекордного минимума. Этот минимум — 3,4% от всего объема продаж — пришелся на 2009 год, в 2010 году доля составила 9,5%, хотя в 2005 году она была 17,7%.

По последним данным, доля МАЗа в первом квартале 2011 года выросла в сегменте автомобилей полной массы 14-40 тонн с 8,8% (данные первых трех месяцев 2010 года) до 14,3%.

Таким образом, по итогам 1-го квартала 2011 года МАЗ занял в России третье место по объемам продаж грузовиков. Впереди него КаМАЗ и иностранные производители (35,2%).

Доля КаМАЗа по сравнению с первыми тремя месяцами 2010 года и в целом 2010-м годом сократилась. В 1-м квартале 2010 года она составляла 59%, по итогам 2010 года — 46,8%. А вот продажи иностранных производителей, наоборот, выросли. Для сравнения: в 1-м квартале 2010 года их продажи составляли 11,3%, по итогам 2010 года — 25,1%.

В сегменте среднетоннажников (8–14 тонн) доля МАЗа в 1-м квартале 2011 года выросла еще существеннее — с 12,8% до 22,7%. Здесь МАЗ занимает 2-е место после \»Соллерса\» (Isuzu) (41,4%). Доля КаМАЗа на этом рынке составила в рассматриваемом периоде 12,3%, иностранных компаний — 21,3%.

Однако, чтобы сохранить конкурентоспособность не только на российском рынке, но и внутри рынка Таможенного союза, МАЗу нужно искать стратегического партнера с хорошей не только технической, но и финансовой базой.

Период, когда обсуждалась возможность присоединения КаМАЗа к МАЗу (конец 1990-го — начало 2000-го) безвозвратно потерян. И теперь остается только искать наиболее благоприятные возможности сотрудничества под эгидой своего главного конкурента.

КаМАЗ в отличие от МАЗа не потерял иностранного партнера (концерн МАN), а нашел и крепит и углубляет стратегические отношения с ним, не боясь, в том числе, продавать акции.

Акционером КаМАЗа является компания Daimler-Benz (11% в уставном фонде), которая с марта 2011 года в рамках ООО \»Мерседес Бенц Транс Восток\» начала производство немецких грузовиков в Набережных Челнах.

Справка

Основным акционером КАМАЗа являются \»Ростехнологии\» с долей 49,9%, немецкому концерну Daimler принадлежит 11% акций, \»Тройке Диалог\» — 27,26%, ЕБРР — 4%. МАЗ на 100% принадлежит правительству Беларуси.

КАМАЗ занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовиков и восьмое место — среди производителей дизельных двигателей. МАЗ производит седельные тягачи, бортовые автомобили, самосвалы, лесовозы, сортиментовозы, автомобили повышенной проходимости, автомобили-шасси под комплектацию спецоборудования и установок, а также автобусы и троллейбусы.

БДГ

Categories: Аналитика

Комментировать новость

<